Как перейти на ФСБУ 14/2022 по программам для ЭВМ, приобретенным по лицензионным договорам?

Как перейти на ФСБУ 14/2022 по программам для ЭВМ, приобретенным по лицензионным договорам?

Статья опубликована на сайте https://its.1c.ru/

Для целей бухгалтерского учета объектом нематериальных активов считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками (п. 4 ФСБУ 14/2022):

а) не имеет материально-вещественной формы;

б) предназначен для использования в производственной или управленческой деятельности организации или для предоставления за плату во временное пользование;

в) срок его использования превышает 12 месяцев;

г) способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, на получение которых организация имеет право и доступ иных лиц к которым способна ограничить;

д) может быть выделен (идентифицирован) из других активов или отделен от них.

Как правило, в отношении программ для ЭВМ, приобретенных по лицензионным договорам, соблюдаются критерии пп. "а""б""в" и "д" п. 4 ФСБУ 14/2022.

В целях соблюдения критерия пп. "г" п. 4 ФСБУ 14/2022 необходимо оценить наличие у организации права на получение выгод от использования программы и возможность ограничить доступ к этим выгодам со стороны третьих лиц.

Например, если при приобретении программы для ЭВМ по лицензионному договору лицензиат получает уникальный код, которым никто больше воспользоваться не может, сама программа устанавливается на сервер или компьютер организации, то можно говорить об ограничении доступа к ней, а значит, и доступа к выгодам от ее использования со стороны третьих лиц. В этом случае при переходе на ФСБУ 14/2022 в упрощенном порядке согласно п. 53 ФСБУ 14/2022 программа для ЭВМ должна быть переклассифицирована в НМА, для нее должен быть определен оставшийся срок полезного использования (СПИ) и ликвидационная стоимость. Изменения СПИ и ликвидационной стоимости отражаются в бухгалтерском учете в межотчетный период перспективно как изменение оценочных значений, то есть в соответствии с п. 2 – п. 4 ПБУ 21/2008, (пп. "а" п. 53 ФСБУ 14/2022).

Напомним, что для целей перехода на ФСБУ 14/2022 межотчетным считается период после 31 декабря 2023 года (после закрытия года, предшествующего году начала применения стандарта, и составления отчетности за этот год), но до 1 января 2024 года (года начала применения стандарта).

Обратите внимание, что в соответствии с пп. "б" п. 53 ФСБУ 14/2022 первоначальной стоимостью НМА, переклассифицированного из объекта бухгалтерского учета другого вида, является балансовая стоимость этого объекта на момент перехода на стандарт. Таким образом, при переходе на ФСБУ 14/2022 по программам для ЭВМ, ранее учитываемым на счете 97, необходимо перенести оставшуюся стоимость со счета 97 "Расходы будущих периодов в дебет счета 04 "Нематериальные активы".

В то же время Фонд "НРБУ "БМЦ" в рекомендации Р-155/2023-КпР допускает возможность отражения в учете НМА по реальной первоначальной стоимости актива, который был переклассифицирован в этот НМА, с одновременным отражением накопленной амортизации и (или) обесценения, определенных в соответствии с требованиями ФСБУ 14/2022.

При переходе на ФСБУ 14/2022 нужно учитывать принятые организацией нормы учетной политики на 2024 год и далее в части учета малоценных объектов НМА. Если организация в соответствии с п. 7 ФСБУ 14/2022 приняла решение не применять стандарт в отношении активов, характеризующихся признаками НМА, но имеющих стоимость ниже установленного организацией лимита, то в межотчетный период необходимо единовременно списать оставшуюся (балансовую) стоимость программы (если она ниже установленного лимита) со счета 97 на нераспределенную прибыль в дебет счета 84.

Другой пример. Если программа установлена на серверах разработчика (поставщика, провайдера), то есть пользователю предоставляется не само программное обеспечение, а доступ к нему (например, через "облачную" инфраструктуру), то в этом случае пользователь программы не может говорить о контроле над объектом и, соответственно, о возможности ограничить доступ к выгодам от его использования в отношении иных лиц. Таким образом, требования подпункта "г" пункта 4 ФСБУ 14/2022 не соблюдаются, программа не может быть отнесена к нематериальным активам. Как правило, в рамках таких договоров пользователь получает услугу доступа к прикладному программному продукту в течение срока действия договора, то есть такой договор (в том числе лицензионный) следует рассматривать как сервисный договор. Стоимость лицензии в этом случае единовременно включается в расходы либо учитывается в составе дебиторской задолженности и списывается в расходы равномерно в течение срока действия лицензии, если договором предусмотрена возможность возврата уплаченных средств в случае досрочного расторжения. Соответственно, при переходе на ФСБУ 14/2022 в этом случае ничего не меняется, лицензия продолжает учитываться в том же порядке, что и до начала в действия ФСБУ 14/2022.

Подробнее о том, как определить, являются ли нематериальными активами по ФСБУ 14/2022 лицензии на программы для ЭВМ, доступ к базам данных справочно-правовых и информационных систем, приложениям в облачном сервисе, см. здесь.